В прошлом посте я слегка коснулась истории Александровского парка. Сейчас - чуть подробнее.
(Курсивом - мои ощущения, обычным шрифтом - история и описание).
Парк этот со времени своего создания самым тщательным образом проектировался. Сначала он задумывался, как парк с регулярной планировкой, там создается широкая липовая аллея, которая делит парк на квадраты. В квадрате слева от Китайского моста расположена куртина Грибок. В квадрате справа от моста первоначальная планировка почти не сохранилась: здесь во второй половине XVIII века были созданы живописные пруды с полуостровками. Центром третьего квадрата является насыпная гора Парнас, а композиционным центром четвертого - здание Китайского театра, или Оперного дома.
Ему, как мне кажется, не повезло больше всех, поэтому с него и начнем...
Китайский театр, или «Каменный опера», как его называли во времена императрицы Екатерины II, расположен на территории Нового сада в западном квадрате. По архитектуре сооружение было вполне европейским, и лишь высокая кровля с загнутыми «по-китайски» углами выдавала желание мастера воссоздать китайскую постройку.
Театр был достаточно простым по своим архитектурным формам: белые стены были декорированы пилястрами, широким белым карнизом и узкими белыми наличниками дверей и окон.
нутреннее убранство было пышным и нарядным. Центральная ложа, портал сцены, плафон — все было украшено фигурами китайцев, драконами, щитами со знаками зодиака. В интерьере висели колокольчики, бусы, подвески, выточенные из дерева, пестро раскрашенные, посеребренные и вызолоченные. Украшения лож были сделаны из раскрашенного картона, положенного на блестящую фольгу. Мишурная маскарадность зала как бы воссоздавала фантастический Китай XVIII века. Центральная императорская ложа и две боковые великокняжеские были пышно украшены подлинными китайскими произведениями искусства: декоративными лаковыми панно, фарфором, мебелью. Занавес оранжевого шелка был расписан сценками и пейзажами в «китайском вкусе».
Вообще, это потрясающее ощущение, бродить по старинным развалинам и пытаться угадать, что же здесь было. Как, почему, когда все это было построено. Перебираясь через груды кирпича (это же кирпич 18го века! он сам- история!)
Разглядывая многоуровневые дверные проемы, потрясающей красоты балкончики и резные перила, старинную напольную плитку, пытаешься представить что здесь было и как. Почему здесь такой внутренний дворик? А не был ли этот дворик большим залом? Может быть, вот эти небольшие комнатки с окнами, обращенными внутрь, были когда-то царскими ложами, где Екатерина Вторая, ставшая уже к тому времени Великой, слушала оперу «Дмитрий Артаксеркс»... И может быть, даже обронила веер, который поднял молоденький паж, для которого это был первый вечер в высшем свете...
Впрочем, я, кажется, замечталась...
В целом, театр жил своей замечательной театральной жизнью, там даже сделали отопление, чтобы можно было использовать его в холодное время года.До Первой Мировой все шло неплохо. Проходят всем известные события и спектакли возобновляются только в 1930 году.
15 сентября 1941 года это уникальное сооружение почти полностью сгорело, сейчас о нем напоминает... Вы и сами все видите...
Более всего внутри меня поразила абсолютная тишина. Такие толстые стены, что, пролезая сквозь окно, словно попадаешь в другой мир... Тишина в здании оперного театра. Символично. Но, надеюсь, там еще зозвучат голоса и кто-нибуть уронит веер...
Идем дальше... И что мы видим?
За Драконовым мостом, на окраине Александровского парка, по проекту архитектора А. Менеласа в 1825 - 1828 годах был сооружен павильон «Шапель» (капелла, или часовня) в виде готической руины.
Павильон состоял из двух квадратных в плане башен, между которыми была переброшена широкая арка. Одна башня «обвалилась» и поросла деревьями, стены другой также несут на себе разрушительные следы времени. Прежде в окнах Шапели были витражи, и проникавший сквозь цветные стекла свет озарял призрачным мерцанием интерьер, фигуры ангелов у основания сводов и беломраморное изваяние Христа.
От витражей, как видите, мало что осталось.
"Свод капеллы были расписаны и стены окрашены в светло-зеленый цвет"
А вот и нет! Я честно залезла внутрь (через мааалекнькую дырку, к слову). Светло-зеленый цвет есть, а от росписей не осталось ничего. Разве что граффити.
А вот и арка с совершенно замечательной лестницей.
Когда руины искусственны, они не так интересны, согласитесь.
Поэтому, обратим внимание на еще одну настоящую руину.
В пейзажной части Александровского парка, в центре бывшего Зверинца, на месте павильона «Монбижу», частично разобранного в начале XIX века, был построен павильон «Арсенал».
В 1827 году император Николай I решил разместить в этом павильоне свою коллекцию оружия, находившуюся до того в Аничковом дворце в Санкт-Петербурге. В царскосельском Арсенале был первый в России публичный музей оружия.
Интерьеры Арсенала были великолепны: стрельчатые окна с подлинными средневековыми витражами, приобретенными в Европе, изящные легкие витые колонны и росписи, украшавшие помещения, приводили посетителей в восторг. В каждой комнате были выставлены отдельные группы вещей, объединенные какой-либо темой. Так, в Прихожей стояли манекены в доспехах, создавая иллюзию караула, в Албанской комнате были представлены самые ценные предметы из восточной части коллекции — японское, китайское, персидское и турецкое оружие; у лестницы посетителей встречала группа, изображавшая посвящение в рыцари. Изумительные испанские, итальянские и немецкие шпаги можно было увидеть в Кабинете; Библиотека была заполнена огнестрельным оружием.
Сейчас от всей этой красоты, конечно же, не осталось и следа. Но легкость здания, его форма, его окон, его стен осталась... Там столько света. Невероятное количество. сверху, справа, слева, с юга, с севера... Потрясающее ощущение пронизанности этим теплым светом.Это один из "входов")
А какие там подвалы! Влезть не получилось, но снять удалось. Настоящие, старинные, с метровыми стенами... А как тянет холодом...
И, напоследок, загадка.
Что изображено на фотографиях внизу?
(изображено одно и то же, просто с разных ракурсов)
Те, кто знает точно, дайте, пожалуйста, придумать другим)