Воскресенье, 07.07.2024, 10:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Главная » 2014 » Июнь » 19 » Отзывы о доме мурузи на литейном. Дом Мурузи
18:04

Отзывы о доме мурузи на литейном. Дом Мурузи





Дом Мурузи на углу Литейного проспекта и улицы Пестеля, бывшей Пантелеймоновской, привлечет внимание даже тех, кто ничего не слышал о его истории. На этом участке проспекта много затейливо оформленных домов, но громадное здание в стиле эклектика, занимающее пространство между площадью Спасо-Преображенского собора и Литейным проспектом, все равно выделяется.

Пять этажей, терракотовые колонны, эркеры и ниши, декоративные арки над окнами, балконы с чугунными перилами — то, что сохранилось, создает впечатление «громадного торта в так называемом мавританском стиле», по словам здешнего жильца Иосифа Бродского. Не сохранились арабская вязь на фасадах, чугунные подъезды, выходившие на Литейный, «мавританская» полосатая окраска. Такому зданию очень подходит экзотическое имя Мурузи, хотя князь Александр Мурузи владел им недолго: строительство было разорительным, князь умер в 1780-м, а его вдова продала дом. Это место почему-то притягивало русских литераторов: в разное время здесь жили Николай Лесков, Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский, Иосиф Бродский, не считая бесконечного множества гостей и посетителей.

Самым популярным жильцом дома Мурузи можно считать Бродского — по крайней мере, его имя значится на памятной доске. Семья Бродских занимала «полторы комнаты» в коммунальной квартире номер 28 на втором этаже, то есть «в бельэтаже» со следами былой роскоши, абсурдными в реальности ленинградского коммунального быта. Сегодня здесь идет чисто ленинградская битва за квадратные метры: муниципальные власти жилище Бродского выкупают-выкупают, да никак не выкупят. Предполагается, что здесь будет музей. Родители изгнанного поэта, пока были живы, хранили комнату сына в неприкосновенности, архив и личные вещи завещали одному из его многочисленных ленинградских друзей, который сейчас занимается наследием Бродского. Есть фотографии исторического интерьера 1972 года. Сохранился даже древний советский звонок, который был «при Бродском».

Правда, состояние квартиры, как и состояние всего дома Мурузи, способно повергнуть в шок наивных романтических людей, ожидающих встречи с прекрасным. Точнее, на первый взгляд все прилично, особенно если сравнить с другими домами «старого фонда». Однако это косметика — внутри дом находится в плачевном состоянии. После строительства бизнес-центра по соседству старый дом пошел трещинами; в квартирах, по словам жильцов, процветают плесень и грибок. Отчищены только давно выкупленные «престижные» квартиры с видом на Преображенский собор — они выделяются стеклопакетами на старинном фасаде. Фасады ремонтируют, но медленно и причудливо.

Треть здания выкрашена в серо-белый цвет, остальные две остаются привычно красноватыми. Объясняется это тем, что дому Мурузи хотят «вернуть исторический цвет», хотя белым он никогда не был. При этом жизнь идет, люди живут, первый торговый этаж используется традиционно. В начале века, в лучшие годы дома Мурузи, тут помещалось 6 магазинов (рейнские вина, табак, свежие цветы, чай, сладости известного кондитера Николая Абрамова) и французская парикмахерская, то есть все, что может понадобиться респектабельным жильцам. Сегодня лавок и контор еще больше, но ассортимент несколько изменился: мобильная связь, иконы, магазин японских ножей, кальянная, круглосуточная шавермная «Альшукр». Памятная доска Иосифу Бродскому выглядит так, словно повешена в доказательство: да, вот что такое эклектика.

Князь Александр Мурузи, по заказу которого дом был построен в 1874-1878 годах, происходил из старинного византийского рода Мурузи, пять столетий служившего Османской империи. Дед князя некоторое время был молдавским наместником, но после его смещения симпатии семьи Мурузи перешли на сторону России. Дмитрий Мурузи, отец будущего владельца дома на Литейном, был главным переводчиком турецкой миссии на переговорах по поводу перемирия после русско-турецкой войны 1806-1812 гг. Он содействовал русским, за что был турками обезглавлен. Вдова Мурузи и его дети только через десять лет смогли переехать в Россию, где получили бессарабские земли и огромное состояние.

Печальная судьба отца не отбила у сына вкус к восточным мотивам. Роскошный «мавританский» дом разорил его, но был построен во всей красе. Спроектировал здание архитектор А.К.Серебряков, ничего более выдающегося не построивший.

Общая идея восточной роскоши, сочетавшейся с новейшими достижениями цивилизации (в доме были не только великолепные интерьеры, зимний сад, мраморные лестницы и фонтан, ковры и зеркала, но и электричество, водопровод, паровое отопление и прачечные для жильцов), отдаленно напоминает дворец Юсуповых, но в условиях капитализма. В отличие от родового дворца аристократов Юсуповых, Мурузи строил доходный дом для состоятельных жильцов, самая большая и благоустроенная квартира которого предназначалась для его собственной семьи.

До Мурузи и его жильцов это место уже было достаточно примечательным. Земля и предыдущий, куда более скромный дом на углу Литейного принадлежал графу Николаю Резанову. Андрей Вознесенский прославил его в поэме «Юнона и Авось», превратившейся в культовый советский мюзикл.

Это место упоминается и в романе Достоевского «Идиот»: Ф.М. поселил здесь семью генерала Епанчина.



Источник: strana.ru
Просмотров: 286 | Добавил: inglat | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0