Иллюстрации к «Пиковой даме» расцениваются как "одно из высших достижений Шухаева в области книжного искусства".
В 1906 году Василий Иванович Шухаев поступает в Академию Художеств в Петербурге. Шесть лет (1906-1912) он постигает сложное мастерство живописца, из них четыре года в мастерской профессора Д.Н.Кардовского. Огромное значение в мастерской Кардовского придавалось работе на натуре и с натурой, высокой технике рисунка, совершенствованию технологических приемов. Эти принципы Шухаев пронес через все свое творчество – художественное и педагогическое.
Значительную часть своей жизни В.И.Шухаев (1921-1935) провел во Франции. В эти годы он иллюстрировал для издательства "Плеяда" книги русских писателей: "Пиковая дама" и "Борис Годунов" Пушкина, "Первая любовь" Тургенева, "Петербургские повести" Гоголя, "Очарованный странник" Лескова, "Герой нашего времени" Лермонтова, "Скучная история" Чехова.
В 1922 году В.И.Шухаев создал иллюстрации для парижского издания пушкинской "Пиковой дамы", которое вышло на французском языке тиражом всего 340 экземпляров (парижское издательство "Плеяда"; перевод Шифрина, Шлецера и Андре Жида, 1923 г.). Эти иллюстрации выполнены в технике рисунка пером с акварельной подцветкой. Исследователь его творчества, И. Мямлин, отмечает в иллюстрациях к «Пиковой даме» «поистине ювелирное мастерство художника в передаче портретных характеристик, порой иронично-сатиричных». В раскрашенных от руки рисунках Шухаева в стиле художников «Мира Искусства» с особой тщательностью выполнены костюмы и бытовые детали эпохи, хотя здесь присутствует близость к французским гравюрам XVIII в.
Отсутствие развернутых "готовых" характеристик персонажей, лаконизм, простота, "неприкрашенность" пушкинской прозы требуют от читателя внимательного отношения к слову и активности воссоздающего и творческого воображения.
Трагедия героя Пушкина дана в ироническом ключе, хотя первоначально читателю кажется, что она затрагивает всех персонажей, кроме главного героя: никто из приятелей Германна не позволял себе подшутить над ним, на протяжении повествования улыбка ни разу не появилась на его лице. Эпиграф высвечивает авторское отношение к героям и событиям произведения, как бы разрушает стереотипный, ограниченный взгляд на природу человека и его судьбу.
Источник: literatura5.narod.ru
|
|