Воскресенье, 07.07.2024, 08:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Главная » 2014 » Май » 26 » Как чувствует себя раскольников невском проспекте. Методическая разработка занятия в 10 классе «Петербург Дост
07:03

Как чувствует себя раскольников невском проспекте. Методическая разработка занятия в 10 классе «Петербург Дост





Задачи

Образовательные:

- формировать у обучающихся умение анализировать художественный текст; показать, какую власть над человеком может иметь социальная среда посредством изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;

- формировать предметные компетенции: самостоятельную познавательную активность, навыки работы с большими объемами информации, умение видеть проблему и наметить пути ее решения, развивать креативные способности критического мышления;

- формировать компетенции познавательной деятельности: проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальную деятельность

Развивающие

Развивать у обучающихся:

- умение высказывать свое мнение, принимать мнения товарищей;

- умение слушать друг друга, обобщать, сравнивать, сопоставлять;

- познавательный и читательский интерес, устную монологическую речь, внимание, память, логическое мышление обучающихся;

- навык владения культурными нормами и традициями русской речи.

Воспитательные:

- способствовать формированию у обучающихся сознательного отношения к проблеме выбора, к этическим и моральным нормам.

Развивать:

- социальные, коммуникативные компетенции: навыки работы в команде, умение отстаивать свою точку зрения, считаться с чужим мнением, проводить объективную рефлексию;

- компетенции деятельности: игра, учение.

Дидактические цели для преподавателя:

- создать содержательные и организационные условия для развития у обучающихся умений анализировать текст;

- организовать деятельность обучающихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы;

- содействовать развитию у обучающихся умений:

1) выделять и классифицировать главное в тексте произведения;

2) осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности.

Средства обучения: ноутбук, проектор, презентация «Петербург Достоевского», аудиофайл из аудиокниги «Преступление и наказание», сменные стенды: «Жизнь и творчество Достоевского», «Иллюстрации Д. Шмаринова к роману Достоевского «Преступление и наказание», плакаты с эпиграфами, планом Петербурга Достоевского, проблемным вопросом.

Тип занятия: проблемный урок.

Форма проведения занятия: урокпутешествие с элементами исследовательской работы с текстом.

Методы обучения:

1. работа с текстом;

2. фронтальный опрос;

3. просмотр презентации;

4. литературная игра;

5. взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся.

Приемы:

1. аналитическая беседа;

2. самостоятельная работа с книгой.

3. наблюдение.

Формы:

1. коллективная;

2. групповая;

3. индивидуальная.

Технологии:

1. сотрудничества;

2. игровая;

3. проблемно-деятельностная;

4. ИКТ-технология.

Принципы:

1. доступности;

2. наглядности;

3. системного подхода к изучению материала.

Этапы занятия

1. Организационный момент.

Содержание этапа:

- приветствие;

- определение отсутствующих;

- проверка подготовленности кабинета к занятию;

- проверка готовности учащихся к занятию;

- организация внимания.

2. Целеполагание и мотивация.

Содержание этапа:

- сообщение учащимся темы занятия;

- постановка проблемного вопроса: «Действительно ли Петербург – «город, в котором невозможно быть?»;

- постановка цели перед обучающимися;

- знакомство обучающихся с планом занятия, актуализация мотивов учебной деятельности;

- формирование установки на восприятие и осмысление учебной информации.

3. Актуализация ранее усвоенных знаний:

Содержание этапа:

- фронтальный опрос;

- выявление уровня усвоения изученного материала.

4. Формирование новых знаний на основе работы с книгой и опережающего домашнего задания.

Содержание этапа:

- подготовка обучающихся к активному усвоению нового материала;

- работа по плану «Петербург Достоевского», предложенному обучающимися;

- аналитическая работа с текстом: городского пейзажа; сцен уличной жизни; описания интерьеров.

5. Рефлексия по аналитической работе с текстом.

Содержание этапа - вопросы к обучающимся (см. дальше).

6. Закрепление полученных знаний.

Содержание этапа: проведение литературной игры.

7. Подведение итогов занятия.

Содержание этапа:

- взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;

- выставление оценок обучающимся;

- домашнее задание.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Целеполагание и мотивация.

- ознакомление обучающихся с темой занятия;

- постановка цели перед обучающимися;

- знакомство обучающихся с планом занятия, актуализация мотивов учебной деятельности;

- формирование установок на восприятие и осмысление учебной информации.

Эпиграф к уроку: О Петербург, проклятый Петербург! Здесь, право, нельзя иметь души! Здешняя жизнь давит меня и душит. В.А.Жуковский

III. Актуализация ранее изученного материала.

Фронтальный опрос:

1. Какой роман мы изучаем? («Преступление и наказание»).

2. Кто его автор? (Ф.М. Достоевский).

3. Кто главный герой романа? (Родион Раскольников).

4. Описать внешний вид Раскольникова. (Он был замечательно хорош собою, но был так дурно одет, что другой человек посовестился бы выходить на улицу в такой одежде. Да, собственно, квартал был таков…).

5. Как выглядит его квартира? (Похожа на шкаф, гроб).

6. Куда идёт Раскольников? (К старухе-процентщице).

7. Что идёт делать? (Пробу!).

8. Внешний вид старухи-процентщицы и ваше впечатление. (Это была крошечная старушонка, с вострыми глазками, вострым носом, на плечах у нее была меховая кацавейка, голова жирно смазана маслом…).

9. Что сдает в заклад Раскольников? (Серебряные отцовские часы)

10. Сколько он получает денег? (1 руб. 15 коп.).

11. Куда он отправился? (Он пошел, куда глаза глядят, но непроизвольно остановился у распивочной).

12. С кем он встречается? (С Семеном Захаровичем Мармеладовым).

13. Что мы узнаём вместе с Раскольниковым о жизни семьи Мармеладовых из исповеди Мармеладова? (О бедственном положении семьи, о «преступлении» Сони, ставшей проституткой…).

14. Как поступает Раскольников в доме Мармеладовых, видя отчаяние Катерины Ивановны? (Он засунул руку в карман, взял несколько монет и положил их на окошко).

15. Каковы дальнейшие действия Раскольникова? (Он желает спасти молоденькую девочку от хлыща, дает городовому 20 коп, чтобы тот отправил девочку на пролетке домой).

16. Что собой представляет теория Раскольникова? (Теория представляет собой теорию «наполеонизма» - «Свобода и власть, а главное - власть»).

17. Какова идея этой теории? («Тварь ли я дрожащая или право имею»?).

18. О чем говорится в теории Раскольникова? (Что общество делится на людей «обыкновенных» и «необыкновенных»).

19. В чем же состоит крушение теории Раскольникова? («Я себя убил, а не старушонку»).

20. В каком городе происходит действие романа? (В Петербурге).

IV. Формирование новых знаний на основе работы с книгой и опережающего домашнего задания.

Обучающиеся в качестве домашнего задания составили план Петербурга Достоевского, обратив внимание на характер городского пейзажа, сцены уличной жизни, описание интерьеров, согласно проведенному на прошлом уроке инструктажу по выполнению домашнего задания.

1. Подготовка обучающихся к активному, сознательному усвоению нового материала.

Слово преподавателя:

Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о Петербурге - городе, который называют «музеем под открытым небом». И он оправдывает свое название. В этом городе соседствуют стили различных эпох: классицизм и ампир, рококо и барокко, модерн и конструктивизм. Необыкновенное количество памятников украшают Петербург. Но сегодня мы с вами будем говорить о Петербурге Достоевского. Но прежде, чем мы перейдем к теме, вспомним, каким предстает Петербург в известных вам произведениях первой половины XIX века.

Вы знаете, что тема Петербурга в русской литературе особенно ярко была освещена А.С. Пушкиным в поэме «Медный всадник» и романе в стихах «Евгений Онегин». У Пушкина в «Медном всаднике» Петербург приобретает возвышенный образ, в поэме он пишет, что любит этот город, Петербург грандиозен, красив. Поэт постоянно повторяет слово «люблю», он гордится этим городом. В романе в стихах «Евгений Онегин» Пушкин показывает картины петербургской жизни начала XIX века. Для него это город больших надежд, благородных стремлений. Он пытается воссоздать атмосферу, которая была присуща Петербургу тех лет. Но Петербург Пушкина двойственен. Пушкин показывает в своих произведениях противоречивый город, одиночество человека в Петербурге, город даже сводит с ума героя.

В 30-е годы тему Петербурга вслед за Пушкиным продолжает Н.В. Гоголь в своих «Петербургских повестях» и поэме «Мертвые души». Первое впечатление, произведенное Петербургом, было не таким, как ожидал писатель. Единственное место, которое Гоголь описывает со всей пышностью, - это Невский проспект. Он как бы противостоит городу нищих. Но автор сам опровергает эту пышность. Гоголь показывает, что красота Невского проспекта призрачная, ложная. В то же время в «Мертвых душах» Гоголь ярко и красочно описывает столицу. Он сравнивает ее со сказочной Шехерезадой, Семирамидой, упоминает Невский проспект, Гороховую, Литейную улицы, рассказывает о висячих мостах, роскошных домах, коврах, о роскоши улиц. Но Гоголь говорит, что за всей этой пышной наглядностью, за парадным блеском тротуаров Невского проспекта, по которому движутся вереницы карет и щегольски разодетые прохожие, прячутся трущобы бедноты, несчастные простые люди.

В 50-60 е годы Н. Некрасов тоже создает свой образ Петербурга. Это город бедноты. На улицах мы видим горе, холод, смерть, город и его улицы становятся символичными. Некрасов показывает Петербург через уличные сцены, при этом каждая из них является эпизодом из жизни. Пейзаж у Некрасова мрачный.

Но я знаю Петербург другим. Я знаю «желтый» Петербург, ненавистный и страшный. Это город Зинаиды Гиппиус, Иннокентия Анненского, Федора Михайловича Достоевского.

Свой Петербург и у Ф.М. Достоевского. Скудные средства заставляли его часто менять жильё и жить не в богатых квартирах, а в холодных угловых домах, лишённых всякой архитектуры, где люди, «так и кишат».

Герои Достоевского сторонятся пушкинских кварталов. Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и другим «серединным» улицам идёт Раскольников, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню… Часто проходит через Сенную площадь, где ещё в 18 веке был открыт рынок для продажи скота, овса, где крепостные подвергались публичному наказанию (вспомним стихи Н.А. Некрасова «Вчерашний день, в часу шестом…»).

В двух шагах от Сенной находился Столярный переулок, состоявший из шестнадцати домов, в которых находились восемнадцать питейных заведений.

Мотивация обучающихся.

На протяжении полутора столетий образ Петербурга менялся, менялись и чувства авторов к этому городу – от восхищения к презрению. Сегодня мы с вами посмотрим на северную столицу глазами Ф.М. Достоевского. Описываемые в романе события происходят в Петербурге в 60-е годы XIX века. Писатель считал Петербург «самым фантастическим городом на земле», поэтому неслучайно «самый фантастический роман» был создан на петербургском материале. Интерес к теме Петербурга начал развиваться с самого основания города. На протяжении столетий Петербург являлся центром живого взаимодействия России с Европой и всем миром, своего рода лабораторией, где русская национальная культура разрабатывала связи и взаимодействия с иноязычными культурами. Даже в самом имени города соединились три языка: санкт – латинское слово, что в переводе означает «святой», Петер – греческое слово и в переводе означает «камень, скала», бург – слово немецкое и имеет значение «замок, крепость». Почти со времени основания Петербурга сосуществовали две противоречивые тенденции в его оценке и роли в судьбе России. С одной стороны, «Северная Пальмира», «чудотворный град», победитель стихии, с другой – проклятый город с нерусским именем, народное пророчество «Петербургу быть пусту».

Мы с вами отправляемся в путешествие по страницам романа «Преступление и наказание». Вместе с Раскольниковым мы с вами будем шагать по проходным дворам, заходить в распивочные, подниматься в комнаты героев романа и все будем видеть его глазами. Мы с вами увидим Петербург Достоевского, который, описывая город в романе, делает это при помощи городского пейзажа, сцен уличной жизни и описания интерьеров.

По окончании урока-путешествия по Петербургу Достоевского мы с вами должны ответить на вопрос: «Действительно ли Петербург – «город, в котором невозможно быть?».

2. Работа по плану «Петербург Достоевского», предложенному обучающимися.

3. Аналитическая работа с текстом.

Преподаватель: Итак, каков он, Петербург Достоевского, и каково там нашему герою?

1. Пейзажи.

На экране высвечивается: Что такое пейзаж? Что такое городской пейзаж? (Пейзаж – от французского paysage – местность - вид изображения какой-либо местности; в живописи и графике основной предмет изображения – природа. Часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов).

Работа над эпизодом «отвратительный и грустный колорит городского дня» (ч. 1, гл. 1)

Раскольников вышел из дома.

Вопросы к обучающимся:

1. Что узнаем о герое из первых строк романа? Где он живет? В каком доме?

2. Что поразило его на улице?

3. Зачем столько определений к слову «вонь»? Не это ли вызывает у Раскольникова чувство омерзения?

4. Почему автор в один абзац объединил, на первый взгляд, разные мысли: о лете, жаре, духоте… и тут же даёт портрет Раскольникова?

5. Зачем автор объясняет, что «квартал был таков, что костюмом здесь трудно какого-нибудь удивить»? Кто жил на серединных улицах?

6. Почему автор говорит не «человек», а «фигуры»? Что этим желает подчеркнуть Достоевский?

7. Куда держит путь герой?

Работа над эпизодом «подчеркнутое повторение предыдущей картины» (ч.2, гл.1).

Вопросы к обучающимся:

1. Каковы первые впечатления о Петербурге?

2. О чем заставил вас подумать день, проведенный с Раскольниковым?

Промежуточный вывод. (Запись в тетрадь.)

День, проведенный с Раскольниковым, заставил нас подумать о Петербурге, как о городе грязном, неухоженном, чуждом и далёком. Он живёт своей жизнью, а герои – своей.

Работа над эпизодом «Великолепная» панорама Петербурга» (ч. 2, гл. 2).

Работа с текстом

Раскольников совершил преступление, нужно было спрятать украденное, что он и делает. Герой чувствует себя нездоровым, идёт по Николаевскому мосту.

Зачитать отрывок из романа.

Вопросы к обучающимся:

1. Что заставляет Родиона очнуться от дурных мыслей?

2. За что ударили его?

3. Какие слова подбирает автор, чтобы показать, что удар был неожиданным? Что пережил он? Каково было его состояние? («Злобно заскрежетал и защёлкал зубами»). Так можно сказать о звере.

4. Зачем Достоевский это говорит о Раскольникове? Кого напоминает герой?

(Загнанного зверя).

Работа над эпизодом «вечерний Петербург» (ч. 2, гл. 6) (Слайд 29)

Работа с текстом

Зачитать отрывок из романа.

Вопросы к обучающимся:

1. Каким изображает автор вечерний Петербург? Каково состояние героя?

2. Почему Раскольников бесцельно бродит по городу? О чём он думает?

3. Пытаясь объяснить состояние героя, автор использует вопросительные предложения. С какой целью?

4. Найти слова с отрицательной частицей «не». Что отрицается героем?

Работа над эпизодом «Вид из окна Раскольникова» (ч. 5, гл. 5)

Вопросы к обучающимся:

1. Зачем автор романа вторично ведет нас в каморку Раскольникова?

2. Какая деталь комнаты особо заостряется Достоевским? (Желтые обои.)

3. Какой вид открывается из окна Раскольникова?

4. Какие детали интерьера комнаты подчеркивает одиночество героя?

5. Зачем на подоконнике стоит одинокий цветок герани?

Работа над эпизодом «Грозовой вечер» и «Утро накануне смерти Свидригайлова» (ч. 6, гл. 6)

Работа с текстом.

И опять мы на улице неуютного Петербурга. Автор ведет нас вслед за другим героем. Это Свидригайлов. Он решает уйти из жизни.

Найти описание природы перед грозой, зачитать и ответить на вопросы:

1.Почему Свидригайлов в этот момент принимает важное решение? Какое?

2. Зачем и кому решает помочь Свидригайлов?

Найти описание гостиницы, куда после грозы идет Свидригайлов и ответить на вопросы:

1. Что из себя она представляет?

2. Почему интерьер гостиницы производит на читателя гнетущее впечатление?

3. Каково убранство номера (или нумера, как пишет Достоевский)? (Состояние героя и убранство номера доводит его до бреда, грёз).

4. Какой кошмар чудится ему?

5. Каким предстаёт утренний пейзаж? Принес ли дождь облегчение герою? Почему?

Промежуточная рефлексия.

Вопрос к обучающимся:

Как чувствует себя Раскольников на «серединных» улицах и там, где открылась чудесная панорама Петербурга?

Промежуточный вывод. (Запись в тетрадь.)

Плохо, неуютно герою и на «серединных» улицах и там, откуда открылась чудесная панорама города. Родион Раскольников одинок, его самолюбие уязвлено. Прелестный пейзаж лишь на время уносит героя в прежний мир, когда он ходил в университет и, возвращаясь, гулял, любовался прекрасным Петербургом.

2. Сцены уличной жизни.

Работа над эпизодом «Удар бича» и «Подаяние» (ч. 2, гл. 2).

Художественный пересказ эпизода.

Сразу после удара бича Раскольников получает подаяние.

Вопросы к обучающимся:

1. Зачем нужна эта сцена Достоевскому? Что этим хотел сказать автор? За кого приняли Раскольникова? Почему герой взял подаяние? Что испытал он при этом?

2. Почему Достоевский показывает великолепие Петербурга в момент унижения и оскорбления героя?

3. Так в чем же состоит великолепие города? Что нравится Раскольникову? Как панорама города подействовала на состояние героя? Так от чего же Родиону холодно и неуютно?

4. Какой художественный прием использует автор, говоря о великолепии города и униженном человеке?

5. Почему Раскольникову показалось, что он «как будто ножницами отрезал себя от всех»?

Работа над эпизодом «Шарманщик и толпа женщин у распивочной» ( ч. 2, гл. 6)

Художественный пересказ текста.

Вопросы к обучающимся:

1. Где Раскольников встретил шарманщика? Каков его облик?

2. Здесь же Раскольников увидел девушку. Какую нелепость в одежде девушки подчёркивает автор? С какой целью?

3. Зачем Достоевский показывает толпу женщин у распивочной? С какой целью они здесь собрались? Каков их возраст? Внешний вид?

4. Зачем Раскольников даёт им деньги?

Работа над эпизодом «сцена на мосту. Утопленница» (ч. 2, гл. 6)

Художественный пересказ эпизода.

Еще одна женская судьба. Раскольников случайно на мосту встретил ту, которая пришла сюда, чтобы наложить на себя руки.

Вопросы к обучающимся:

1. Что привлекает внимание в облике женщины?

2. Какова была реакция Раскольникова на то, что женщина бросилась с моста?

3. Каковы причины, заставившие совершить такой дикий поступок?

4. Что толкнуло её в воду? Попытается ли она вторично совершить такой же поступок?

Работа с текстом.

Работа над эпизодом «Смерть Мармеладова» (ч. 2, гл. 7)

Автор показывает жизнь, переживания, страдания, мучения ещё одного героя. Это Семён Мармеладов.

Найти и зачитать эпизод, когда Мармеладов попадает под коляску.

Вопросы к обучающимся:

1. Как получилось, что он попал под пролетку?

2. Какое впечатление произвел на толпу этот трагический случай?

3. Как отреагировал Раскольников на случившееся?

4. Почему он принял живейшее участие в похоронах Мармеладова?

Промежуточный вывод. (Запись в тетрадь).

Зеваки равнодушно смотрят на окровавленное тело незнакомого человека (Мармеладова). Но никто не помог бедолаге. Один лишь Раскольников проявил живейшее участие в судьбе Мармеладова. Да, эгоистичны и равнодушны люди, живущие в «серединных» и окраинных улицах Петербурга.

Промежуточная рефлексия.

Вопросы к обучающимся:

1. Какие сцены уличной жизни вас потрясли?

2. Что отражают эти сцены?

3. Для чего Достоевский показывает эти сцены?

4. Зачем он так часто выносит действие романа на улицу, площадь, в распивочные?

5. К какому выводу приводят нас сцены уличной жизни?

Промежуточный вывод. (Запись в тетрадь)

Автор хочет показать одиночество Раскольникова. Но одинок не только Раскольников, одиноки и другие обитатели этого города. От такой жизни люди отупели, они смотрят друг на друга враждебно, недоверчиво. Между всеми людьми только безразличие, звериное любопытство, злорадная усмешка.

3. Интерьеры

На экране высвечивается: Что такое интерьер?
Интерьер – от французского interieur – внутренний - в архитектуре внутреннее пространство здания или помещения в здании.

Работа над эпизодом «Каморка Раскольникова» (ч. 1, гл. 3)

Работа с текстом.

Найти в тексте и зачитать описание каморки Родиона Раскольникова.

Вопросы к обучающимся:

1. Какие синонимы названия комнатки, где живет нищий студент, использует Достоевский? («Каморка», «клетушка», «гроб»).

2. Что говорит о бедности, убогости убранства его комнатки?

3. Могут ли здесь родиться здоровые мечты? Почему?

4. Можно ли, живя в таких условиях, чувствовать себя человеком?

5. Может ли герой изменить образ жизни?

Работа над эпизодом «Угол Мармеладова» (ч. 1, гл. 2)

Итак, мы с вами идем по ступенькам вниз, заходим в распивочную и наблюдаем за беседой Раскольникова и Мармеладова.

Пересказать историю семьи Мармеладова.

Родион Раскольников случайно в распивочной встретил Семена Мармеладова. Проявив человечность, бывший студент провожает пьяненького Мармеладова домой.

Работа с текстом.

Зачитать описание угла Мармеладовых.

Вопросы к обучающимся:

1. Что собой представляла комната Мармеладовых?

2. Каково её убранство?

3. Удобно ли в таком помещении жить семейным людям?

4. Комфортно ли живётся детям Мармеладова?

5. Могут ли муж и жена (Мармеладов и Катерина Ивановна) найти местечко, где можно откровенно, по душам поговорить?

6. Зачем Мармеладов жил в проходной комнате?

Работа над эпизодом «Комната-сарай Сони» (ч. 4, гл. 4)

Работа с текстом.

Зачитать отрывок из романа.

Вопросы к обучающимся:

1. Где живёт Соня? Что можно увидеть примечательного в комнате?

2. Каково освещение в комнате?

3. Что поразило Раскольникова, когда он впервые увидел комнату Сони? (тупой угол – безысходность, тупик.)

4. Что даёт право назвать Сонину комнату «сараем»?

5. Как в этом «сарае» смогла сохранить свою чистую душу Соня?

6. Как чувствует себя человек, когда живёт так убого?

7. Какие мысли родятся у Сони под низким потолком сарая?

8. Как живется человеку в каморке, клетушке, сарае, углу?

Промежуточный вывод. (Запись в тетрадь.)

Некомфортно, плохо человеку живется в «сарае», «каморке», «клетушке», «углу», «гробу» (так называла коморку сына мать Раскольникова).

Вопросы к обучающимся:

1. Какие повторяющиеся детали в описании комнат – «углов» героев романа обращают на себя внимание?

2. Что общего между обликом комнат и судьбой живших в них людей?

3. Описания каких помещений, помимо квартир, вы наблюдали в романе?

4. Какими предстают перед вами лестницы домов? Приведите примеры из текста.

Работа над эпизодом «Сон Раскольникова» (ч.1, гл. 5)

Художественный пересказ сна.

«Низкие потолки душу и ум теснят».

Жизнь в Петербурге приобретает уродливые очертания, и реальное кажется нередко кошмарным видением, а бред и сон реальностью.

Вопрос к обучающимся:

Что собой символизирует кляча?

Работа с книгой.

Зачитать отрывок из стихотворения Некрасова.

Промежуточный вывод. (Запись в тетрадь)

Образ клячи, замученной, надорвавшейся от непосильного труда, которую, насмехаясь, секут по глазам - один из обобщенных образов романа. В этом сне как бы сосредоточены судьбы всех измученных людей, которым живется неуютно в Петербурге.

V. Рефлексия по аналитической работе с текстом.

Вопросы к обучающимся:

1. Каков преобладающий цвет в изображении Петербурга? Почему?

2. Можем ли мы сказать, что Петербург – главный герой романа?

3. Какую роль играет город в судьбе Родиона Раскольникова?

4. Как влияет этот Петербург на Раскольникова?

5. Какие еще черты говорят о противоречиях Петербурга Достоевского?

6. Какие запахи сопровождают повсюду героев, живущих в «серединных» улицах Петербурга?

7. Какими звуками «наполнен» Петербург»? Что слышим мы на улицах города?

8. Каким предстает перед нами Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»?

Вывод: Всё вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» - создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления. Словом, Петербург – город монстр, город-чудовище, город-хищник.

VI. Закрепление полученных знаний.

Содержание этапа – литературная игра. Литературная игра по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (в прикрепленном файле).

Дополнительное задание, в презентации. Во время подведения итогов игры жюри.

VII. Подведение итогов занятия:

- взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;

- выставление оценок обучающимся; домашнее задание.

Написать сочинение на любую из предложенных тем:

1. Десять дней в судьбе Родиона Раскольникова.

2. Нравственные уроки образа Раскольникова.

3. «Преступление и наказание» как роман-предупреждение.

4. Моя оценка теории Родиона Раскольникова.

5. Проблема наказания в романе.

6. Мое открытие Достоевского. Две правды в романе «Преступление и наказание» (Раскольников и Соня).

Список литературы:

1. Л. Гроссман. Достоевский из серии ЖЗЛ. – М.: Молодая гвардия, 1967.

2. И.А. Кулешов. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. – М.: Детская литература, 1992.

3. «Петербург Достоевского». – Санкт-Петербург, 2006.

4. ЦОР. Мультимедийная энциклопедия. Русская литература, 8 – 11 класс.

5. ЦОР. XIX век. Отечественная история, литература и искусство.

Людмила Русанова, преподаватель русского языка и литературы Регионального многопрофильного колледжа города Ставрополя

Литературная игра по роману "Преступление и наказание"

Ведущий:

В записной книжке Достоевский отметил: «Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой».

Команды получают карточки с текстом отрывков из романа. В них пропущены слова, наиболее выразительно передающие психологическое состояние персонажей произведения. В течение 3-х минут учащиеся должны восполнить пропуски. Победителем считается команда, представившая жюри вариант, наиболее близкий к оригиналу. Жюри присваивает I балл за каждое угаданное слово.

№1. Соня быстро на него посмотрела.

После первого страстного и (I) сочувствия к несчастному опять странная идея убийства поразила ее... Она (2) глядела на него. Ей ничего еще не было известно, ни зачем, ни как, ни для чего это было. Теперь все эти вопросы разом вспыхнули в ее сознании. И опять она не поверила:

"Он, он убийца! Да разве можно?"

"Да что это! Да где это я стою! - проговорила она, в глубоком (3), как будто еще не придя в себя, - да как вы, вы, такой... могли на это решиться? Да что это!"

"Ну, да, чтоб ограбить. Перестань, Соня,"- как-то устало и даже с (4) ответил он. Соня стояла как бы (5), но вдруг вскричала: "Ты был голоден! Ты...чтобы матери помочь? Да?"

(мучительно, с изумлением, недоумением, с досадой, ошеломленная).

№2. Она не выдержала и вдруг (I) заплакала. В мрачной тоске смотрел он на нее. Прошло пять минут. "А ведь ты права, Соня, - (2) проговорил он наконец. Он вдруг переменился; выделанно-нахальный и бессильно-вызывающий тон его исчез. Даже голос вдруг (3). - Это я про Лужина и промысел для себя говорил... Я это прощения просил, Соня... Он склонил голову и закрыл руками лицо. И вдруг странное, неожиданное ощущение какой-то едкой (4) к Соне прошло по его сердцу. Как бы удивясь и испугавшись сам этого ощущения, он вдруг поднял голову и пристально поглядел на нее; но он встретил на себе беспокойный и до муки (5) взгляд ее, тут была и любовь...

(горько, тихо, ослабел, ненависть, заботливый).

№3. Раскольников вышел в решительном смущении. Смущение это все более и более увеличивалось... И, наконец, уже на улице, он воскликнул: "? О боже! Как это все отвратительно! И неужели, неужели я...нет, это вздор, это нелепость! - прибавил он решительно... - Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!"

Но он не мог выразить ни словами, ни восклицаниями своего (I). Чувство бесконечного (2), начинавшее давить и (3) его сердце еще в то время, как только шел к старухе, достигло теперь такого размера и так ярко выяснилось, что он не знал, куда деться от (4) своей. Он шел по тротуару, как (5), не замечая прохожих и сталкиваясь с ними, и опомнился уже в следующей улице.

(волнения, отвращения, мутить, тоски, пьяный).

Ведущий:

Достоевский признавался своему другу Наталье Дмитриевне Фонвизиной: "Нет ничего прекраснее, глубже, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть".

Этот конкурс пройдет в форме символической исповеди. Представители команд должны перевоплотиться в персонажей романа и ответить на вопросы. Жюри оценивает ответы по пятибалльной системе.

№1. Узнай себя:

"Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу" (Раскольников Родион Романович) Исповедь Раскольникова.

а) Последний раз, зайдя к Соне, перед тем, как идти в полицейский участок, вы с порога заявляете: "...я за твоими крестами, Соня..." "Соня молча вынула из ящика два креста, кипарисный и медный, перекрестилась сама, перекрестила его и надела ему на грудь (?)крестик". Какой крестик из двух надела вам Соня? Почему именно этот? (Это значит, символ того, что крест беру на себя ж! И точно, я до сих пор мало страдал! Кипарисный, то есть простонародный; медный - это Лизаветин, себе берешь...Так на ней был ...в ту минуту?")

Далее герой продолжает: "Я знаю тоже подобных два креста... (О чем идет речь?) серебряный и образок. Я их сбросил тогда на грудь старушонке".

б) На каторге обращается к Евангелию: "Эта книга принадлежала Соне, была та самая..."

- Почему писатель говорит "та самая"?

- Какие главы Священного Писания теперь читает Раскольников?

"Это был Новый Завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплете". Евангелие попало к Соне от Лизаветы. Та самая книга, из которой она читала ему о воскрешении Лазаря.

"он не раскрыл ее и теперь, но одна мысль промелькнула в нем: Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями?"

2. Узнай себя:

"была малого роста, лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами...со скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом" (Софья Семеновна Мармеладова).

а) Ответьт

Просмотров: 3441 | Добавил: inglat | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0