Воскресенье, 07.07.2024, 10:05
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Главная » 2014 » Июль » 30 » Гордеев скульптор работы. Дерзновению подобно (Э.М.Фальконе)
00:59

Гордеев скульптор работы. Дерзновению подобно (Э.М.Фальконе)





1 декабря 1716 на свет появился Этьенн Морис Фальконе, французский скульптор, обесcмертивший себя всего лишь одним творением - памятником Петру I в Санкт-Петербурге. Фальконе удалось постичь характер Петра и значение его личности для России.

"Помни, Фальконе, что ты должен или умереть за работой, или создать нечто великое"
Д.Дидро

Этьен Морис Фальконе

Воробьев М. Исаакиевский собор и памятник Петру I 1844 г.

Этьен Фальконе был выходцем из простой семьи, он родился в 1716 г. в Париже, в семье мелкого ремесленника. Отец отдал его в учение к мастеру, изготовлявшему болванки для париков. Еще двенадцатилетним мальчиком он был малограмотным. Но впоследствии его считали "самым образованным среди собратьев по искусству". Фальконе великолепно знал философию, латынь, переводил Плиния Старшего, был замечательным теоретиком искусства. Он был дружен с Д.Дидро, Вольтером, Екатериной II… и все это благодаря неимоверному трудолюбию.

Фальконе Э.М. Купальщица и Пигмалион и Галатея. 1763 Франция, Париж, Лувр

Фальконе долгое время создавал камерные милые, очаровательные статуэтки, скульптуры, изображающие амуров, влюбленных, грациозных купальщиц, резвящихся детей. Славу Фальконе утвердила скульптурная группа "Пигмалион и Галатея". Однако, необычайно требовательный к себе скульптор считал, что к 50 годам "не создал ничего заслуживающего упоминания". Поэтому предложение просвещенной русской императрицы о создании памятника ее великому предшественнику принял с большим воодушевлением.

Фальконе Э.М. Зима 1763 Эрмитаж, Санкт-Петерубрг

По приказу Екатерины II Фальконе пригласил в Санкт-Петербург князь Голицын. Когда поступило приглашение о возведении в России памятника, Фальконе не раздумывая 6 сентября 1766 года подписал контракт. Его условия определяли: памятник Петру должен состоять из "главным образом конной статуи колоссального размера". Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше. В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло. Подготовка гипсовой модели памятника в натуральную величину заняла целых двенадцать лет, она была готова к 1778 году.

Работа над будущим "Медным всадником" велась на участке бывшего временного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. В 1769 году прохожие могли здесь наблюдать как гвардейский офицер взлетал на лошади на деревянный помост и ставил её на дыбы. Так продолжалось по несколько часов в день. У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное. Кони для работы над памятником были взяты из императорских конюшен: скакуны Бриллиант и Каприз.

Фельтен Ю.М. Перевозка Гром-камня в присутствии Екатерины II. Гравюра И.Ф. Шлея. 1770

Еще во Франции скульптор думал над программой монумента, искал его композицию, делал зарисовки. В длительных творческих поисках создавалась модель памятника, решался вопрос о выборе места для монумента, велись поиски камня для постамента. Огромный валун, так называемый "гром-камень" был найден неподалеку от Лахты среди труднопроходимого болота. Вес монолита - около 1600 тонн. Для доставки камня были забиты сваи, проложена дорога, сделана деревянная платформа, использовались другие оригинальные приспособления. Затем монолит погрузили на специальный плот, укрепленный между двумя судами, и доставили на Сенатскую площадь. Доставляли скалу до места назначения 9 месяцев, на барже. Во время перевозки десятки каменотёсов придавали ей необходимую форму. Это событие было отмечено чеканкой медали "Дерзновению подобно. Января 1770 года".

Ученица Фальконе Мари-Анн Колло вылепила голову "Медного всадника". За свою работу она была принята в члены Российской Академии, а императрица Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10000 ливров. Змею под ногой коня изваял русский скульптор Ф.Г. Гордеев.

Фрагмент памятника Петру I. Голова Петра

Долгое время никто не хотел браться за отливку статуи. Наконец нашёлся литейщик, пушечных дел мастер Емельян Хайлов. Вместе с ним Фальконе подбирал сплав, делал пробы. За три года скульптор в совершенстве овладел литьём. Начали отливать "Медного всадника" в 1774 году. Технология была очень сложна. Толщина передних стенок обязательно должна была быть меньше толщины задних. При этом задняя часть становилась тяжелее, что придавало устойчивость статуе, опирающейся всего на три точки опоры. Одной заливкой статуи дело не обошлось. Во время первой лопнула труба, по которой в форму поступала раскалённая бронза, была испорчена верхняя часть скульптуры. Пришлось её срубить, ещё три года готовиться ко второй заливке. На этот раз работа удалась. В память о ней на одной из складок плаща Петра I скульптор оставил надпись "Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года".

"…во втором часу пополудни толпы народа стекалися к тому месту, где зреть желали лицо обновителя своего и просветителя. Полки гвардии Преображенский и Семеновский, бывшие некогда сотоварищи опасностей Петровых и его побед… заняли места на близлежащих улицах… Тысячи зрителей на сделанных для того возвышениях и толпа народа, рассеянного по всем близлежащим местам и кровлям, ожидали с нетерпением зреть образ того, которого предки их в живых ненавидели, а по смерти оплакивали… Слава Великого Мужа утверждается по смерти… Надпись сделана на камне самая простая: «Петру Первому, Екатерина Вторая, Лета 1762-го»."

А.Н.Радищев

Мельников А.К. Открытие памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Середина XIX в.

И вот настал долгожданный для петербуржцев момент – торжественное открытие памятника 7 августа 1782 года. На церемонии присутствовала императрица Екатерина II и весь свет петербургского общества. При огромном стечении народа, под гром пушечной пальбы и под звуки оркестров по сигналу императрицы с балкона Сената - раскрылись щиты, закрывавшие монумент, – пронесся возглас восхищения…

Бенжамен Патерсен Сенатская (Петровская) площадь и памятник Петру 1. 1799 Эрмитаж, Санкт-Петербург

Но автора среди восторженной публики не было, его даже не пригласили на торжество открытия. Лишь в последствии в знак вежливости ваятелю были вручены золотая и серебряная медали, выбитые в честь открытия монумента. "Медным всадником" скульптуру в своей поэме назвал А.С. Пушкин. Это выражение стало настолько популярным, что стало практически официальным. А сам памятник Петру Первому стал одним из символов Санкт-Петербурга. А автор, обессмертивший себя этим творением, никогда больше скульптурой не занимался... таковы вот перепетии жизни.



Источник: gorod.tomsk.ru
Просмотров: 4658 | Добавил: inglat | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0